Международная торговая палата (МТП) раз в десятилетие обновляет правила Incoterms. На сегодняшний день актуальная версия это Инкотермс 2020. Она начала действовать с 01.01.2020 года и будет действительна по 31 декабря 2029 года.
На вопрос «Можно ли в 2024 году использовать Incoterms 2010?» ответом будет – да. Если такой выбор правил устраивает обе стороны, то можно использовать Инкотермс 2010, 2000 или даже 1990. Но рекомендуется использовать самый свежий список правил, предоставленный международной торговой палатой.
Правила Incoterms занимаются регуляцией таких условий сделки как:
При заключении контракта рекомендуется использовать Incoterms 2020. В нее включено множество терминов, обозначающих различные варианты поставки. Их применение зависит от потребностей продавца и покупателя.
Всегда указывайте в контракте подходящий вам термин (например EXW (Ex Works), FCA (Free Carrier), CIF (Cost, Insurance, Freight) и другие). Он поможет облегчить коммуникации между экспортером и импортером при поставке.
Версия правил для международной торговли Incoterms 2020 включает в себя 11 базисов, которые поделены на 4 группы. Разделение происходит в зависимости от места поставки, доли ответственности, которую берут обе стороны, рисков между ними:
· Группа E. Экспортер предоставляет хранящиеся у него товары. Покупатель занимается организацией перевозки, оплачивает таможенные расходы. Продавец после передачи заказа со своего склада перестает нести за него какую-либо ответственность.
· Группа F. Экспортер берет ответственность за поставку товара, доставляя его в указанный пункт перевозки, погрузку и отправку покупателю. На него накладывается ответственность за организацию транспорта, перевозку, растаможку.
· Группа C. Организацией и оплатой доставки занимается компания-экспортер. Она несет все риски вплоть до погружения на транспортное средство. Предоставление транспорта, перевозка, работа с таможней становится ответственностью покупателя.
· Группа D. Такой вариант можно назвать «под ключ». Ответственность за груз принадлежит продавцу почти до самого конца. Он занимается доставкой со склада, погрузкой, перевозкой, работой с таможней, а получатель несет ответственность только после принятия.
Под терминами в Incoterms подразумеваются названия базисов. Ниже в статье приведена детальная информация о каждом из них. Рассказано о долях ответственности, возлагаемых на обе стороны, о том, как происходит процесс перевозки в зависимости от выбора Incoterms.
Важно выбрать подходящий вам способ перевозки, базис. FAS, FOB, CFR, CIF могут использоваться только тогда, когда доставка осуществляется по воде. Остальные базисы подойдут при других типах перемещения груза.
В некоторых базисах можно заметить приставку «Франко». Например, если вы видите рядом с названием «Франко завод», это будет означать, что за его пределами экспортер не будет нести ответственность за переданный вам товар.
В этом базисе ответственность продавца заканчивается после передачи заказанных импортером продуктов со склада или завода.
Ряд обязанностей, принимаемых импортером. Ему необходимо:
· Организовать самовывоз груза со склада.
· Организовать транспорт, погрузку.
· Работа с иностранной таможней для вывоза товара.
· Доставка по месту назначения.
· Разгрузка.
· Прохождение необходимых процедур для ввоза.
Переход ответственности от экспортера к импортеру происходит в момент принятия указанных грузов с производства поставщика. При заключении договора на условиях EXW обязательно пропишите, какая из сторон принимает всю ответственность по вопросам погрузки.
При выборе этого базиса поставщик занимается отгрузкой товаров выбранному импортером перевозчику, заполнением документов об их передаче, уплатой пошлин.
Покупатель занимается поиском перевозчика, оплатой услуг по перевозке, разгрузкой в своей стране, оплатой вывозной пошлины.
Ответственность переходит после отгрузки заказа в транспорт перевозчика. Но после прохождения всех необходимых процедур по вывозу.
FCA активно применяется, если необходимо совершать перевозки с помощью автотранспорта. Так же это добавляет обязанностей продающей стороне, избавляет покупающую сторону от общения с работниками иностранной таможни.
Сторона экспорта занимается перемещением заказанного груза к судну покупателя. Оформлением и оплата вывозной пошлины.
Стороне импорта необходимо:
· Заключить договор с перевозчиком.
· Организовать погрузку.
· Оплатить перевозку в конечный пункт назначения.
· Организовать выгрузку, оплатить терминальные расходы.
· Организовать все процедуры при ввозе.
· Организовать перемещение прошедшего таможню груза.
Импортер берет ответственность, когда заказ размещен на причале.
В обязанности поставщика входит: организация всех необходимых процедур, оплата пошлин вывозной пошлины, организация перемещения с поднятием на борт указанного судна.
Импортеру остается сделать три вещи: организовать доставку в свою страну, решить вопросы для ввоза товара, разгрузить его.
Переход ответственности за заказ осуществляется после того, как в коносаменте ставится отметка о приеме груза на борт судна. Коносамент – документ, подтверждающий получение морским или речным перевозчиком груза, обязательство компании перевозчика переправить его по адресу.
В данном базисе обязанности между сторонами сделки распределены поровну.
Продавец занимается перемещением заказа в порт, погрузкой на судно, организацией всех необходимых вывозных процедур.
Покупатель организовывает переправку из порта назначения. Занимается оплатой всех необходимых процедур, включая таможенные, терминальные, ввозные, а также организовывает выгрузку контейнеров с судна.
Как только заказ размещается на корабле, происходит переход рисков от стороны экспорта к стороне импорта.
Этот базис может вызывать некоторые проблемы при таможенной проверке. Если поставщик недобросовестный, то он может не включить все расходы в таможенные документы. Потому при использовании этого базиса нужно очень тщательно проверять всю документацию.
В этом базисе к обязанностям поставщика добавляется страховка. Если по пути к месту назначения с грузом произойдет несчастный случай (порча, утеря, повреждение), то страховой компанией всё будет компенсировано.
Сторона продавца занимается оплатой таможенных процедур и пошлин, погрузкой, организацией доставки и ее оплатой.
Покупателю остается заняться разгрузкой, оплатив ввозную пошлину.
Переход ответственности происходит после размещения товаров на транспорте получателя.
В этом пункте, как и в предыдущем, обязанности по страхованию груза берет сторона продавца. В остальных базисах нет четкого обозначения на кого ложится обязанность, а значит это требуется прояснить во время составления договора.
Поставщик, помимо страховки, занимается оформлением и оплатой пошлин, погрузкой, доставкой товара по месту назначения. Принимающей стороне остается оплатить ввозные пошлины. Разгрузить его. Ответственность сменяется при передаче заказа перевозчику.
Обязанности продавца при использовании этого базиса: погрузка заказа на транспортное средство, перемещение, оплата вывозных процедур. Покупатель занимается вопросами о ввозе груза и его разгрузкой. Передача рисков происходит при отгрузке товаров перевозчику.
Важно отметить, что CPT не накладывает на поставщика обязательство оплаты и организации разгрузки. Этим занимается импортер. Но если заказ доставляется при помощи авиаперевозки, то стоимость работ будет включена в стоимость перевозки.
Экспортер занимается оплатой таможенных процедур, а также перемещением груза в указанный пункт. Покупателю остается разобраться со всеми вопросами о ввозе товара, организовать его разгрузку по месту прибытия. Ответственность переходит при передаче товара от экспортера импортеру.
Условиями базиса на продавца накладывается ответственность разгрузки товара по месту получения в другой стране. Ведь если при разгрузке товар будет поврежден или испорчен, то, при наличии страховки, покупатель может получить хорошие выплаты.
В обязанности стороны экспорта входит работа с таможней, доставка товара по месту назначения импортера, разгрузка. Импортер занимается оплатой ввозных пошлин. Риски переходят к импортеру после того, как ему был передан груз.
Экспортер занимается оплатой таможенных расходов, доставкой товара в указанный пункт. Импортер занимается оплатой таможенных расходов принятия, декларацией на территории РФ (согласно закону о таможенном регулировании № 289-ФЗ), выгрузкой товаров по месту назначения.
Риски между сторонами передаются, когда растаможенный заказ передается получателю по месту доставки.
Для любого поставщика будет выгодно перенести больше рисков стороне покупателя. Потому что чаще всего они не имеют у себя отделов, позволяющих комфортно заниматься поставкой за границу. Это происходит из-за того, что многие компании являются одновременно производителями и экспортерами.
Оптимально для поставщика выбрать FOB или FCA. В зависимости от того, каким способом происходит доставка грузов. Таким способом вы обеспечиваете таможенное оформление экспорта, отгрузку товара выбранному покупателем перевозчику. Все что будет с товаром после этого, становится заботой покупателя.
Базисов существует достаточно большое количество видов, в них стоит разбираться независимо от того, делаете ли вы свои первые шаги в международной торговле, или уже не одну собаку на этом съели. Но прежде всего стоит помнить, что ни один базис не является стопроцентной защитой от всех проблем.
Следует понимать, что международная торговля подразумевает большое количество сложных механизмов, подводных камней, поэтому это не тот случай, где можно ткнуть пальцем в небо, надеясь на удачу.
DAP или Delivered at Place обязывает продавца к производству, оформлению и предоставлению документов на поставляемый товар, погрузке, транспортировке до границы, затаможку, связанные с поставкой формальности. Покупателя же данный базис обязывает к оплате, растаможиванию, страхованию товара, а покупатель берет ответственность за все риски.
DPU — Delivered at Place Unloaded. В данном случае обязанности продавца состоят отгрузке, затаможке, организации логистики. Экспортер принимает ответственность за страховку, поставку, разгрузку. Согласно базису DPU импортер занимается таможенным оформлением ввоза.
EXW – Ex Works подразумевает, что сторона продавца организует упаковку, маркировку, предоставление доступа покупателю. Сторона импорта занимается организацией самовывоза, транспортировкой, таможенным оформление вида импорта и экспорта.
FCA – Free Carrier. Продавец отгружает товар с места производства, оформляет экспортные таможенные процедуры, совершает погрузку на транспорт, выбранный стороной покупателя. Покупатель занимается морским фрахтом, доставкой в порт, организацией таможенных процедур по импорту, растаможкой и выгрузкой.
FAS – Free Alongside Ship. Сторона экспорта обязана оформить все необходимые экспортные документы, отгрузить заказ со склада и выгрузить его в порту рядом с выбранным покупателем морским транспортом. Сторона импорта занимается погрузкой на корабль, фрахтом, выгрузкой, поставкой до места растаможки, оформлением таможенного импорта.
FOB – Free on Board. Экспортер обязуется отгрузить товар, оформить таможенный экспорт, погрузить, доставить товар до порта, погрузить. Импортер в этом случае отвечает за морской фрахт, выгрузку с судна, поставку до таможни, оформление импорта.
В иных случаях стоит обратить внимание на наиболее сбалансированные базисы, а именно CIF и CIP. Их баланс состоит в том, что распределение рисков равно между сторонами сделки.
CIP – Carriage and Insurance Paid to. Экспортер организует доставку, фрахт, оформление таможенных процедур по экспорту, страховку, все расходы до момента поставки заказа получателю. Все риски до передачи перевозчику также обязанность поставщика. Сторона импорта берет все риски после приемки перевозчиком. Организует таможенное оформление. Занимается разгрузкой по месту доставки.
CIF – Cost Insurance and Freight. Экспортер передает заказ со склада, проводит все таможенные процедуры по экспорту, доставляет в порт, погрузит, организовывает страховку, морской фрахт. Тогда как импортер занимается организацией выгрузки, поставкой, разгрузкой, оформление таможенного импорта.