Классификация и виды морских портов:

  • по роду перерабатываемого груза — тесно связана с транспортно-экономическим районированием грузовых потоков;
  • по характеру перерабатываемого груза — это специ­ализация портов и их районов на переработке каботажных и экспортно-импортных грузов. Этот вид специализации определяется как транспортно — экономическим районированием каботажных и экспортно-импортных грузовых потоков, так и техническими возможностями морских портов;
  • по направлениям перевозок — главным образом применяется в отношении генеральных грузов. Она определяется как транспортно-экономическим положением порта к основным пунктам назначения грузов, например зарубежным странам-импортерам (экспортерам), так и техническими возможностями морских портов — для перевозки определяется выявлением внутренних районов тяготения, в которых находятся поставщики экспортных товаров, к морским портам. Спе­циализация эта основана на минимальных транспортных издержках на перевозки грузов от места производства до морских портов. Этот вид специализации играет значительную роль при запродажах товаров на условиях фоб;
  • по поставщикам грузов для морской перевозки — наиболее правильная специализация одновременно по направлениям морских перевозок и по поставщикам грузов для перевозки;
  • внутрипортовая — вытекает из районирования грузовой работы порта путем специализации его отдельных районов и причалов на переработке определенных грузов, в том числе тарно-штучных — по трудоемкости их переработки, способу перевозки и т.д. Этот вид специализации приобретает особое значение в связи с возрастающей контейнеризацией и па­кетизацией перевозок..

Виды морских портов:

  • Специализированные.
  • Универсальные

Большинство морских портов универсальны, но есть и такие, которые предназначены для нефтеперевозок (Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), транспортировки руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Сосредоточены специализированные порты в основном в развивающихся государствах, поскольку ориентированы на транспортировку товара, являющегося экспортом этого государства.

Тенденция количества морских транспортировок в мировом масштабе в последние десятилетия постоянно меняется вследствие кризисных ситуаций. Во время энергетического кризиса наблюдалось снижение количества транспортировок наливных продуктов. Но в целом, востребованность в нефтепродуктах стабильно высокая и рост транспортировок этого продукта постоянно возрастает.

По особенностям их транспортно-географического положения (если принимать во внимание микроположение, учитывающее прежде всего морфологию берегов, то порты принято прежде всего подразделять на):

  • расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов;
  • расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защиту от открытого моря обеспечивают при помощи искусственных волноломов;
  • расположенные вдали от устья в эстуариях судоходных рек. Примерами таких портов могут служить соответственно Иокогама, Касабланка и Гамбург.
  • Кроме того, есть порты, оборудованные шлюзами для задержки воды в портовых бассейнах на время отлива (например, Лондон) и другие подвиды.

Процесс работы морских портов:

  • прием грузов к перевозке:
    • операции и приемы подго­товка порта, отдельных его территорий, причалов и складов к приему грузов;
    • прием грузов от отправителя, включая взвешивание, маркировку и другие операции;
    • оформление документов, размещение и хранение грузов в порту;
  • подготовка порта к приему судов:
    • операции и приемы подготовка причалов и всех средств порта, включая портовые букси­ры, для приема судов определенных типов и размеров, о прибытии которых порт ставится в известность заблаговременно;
    • подготовка грузов и необходи­мых средств к погрузке, их соответствующее сосредоточение, составление грузового плана;
  • погрузка судов в порту:
    • доставка грузов к причалу, погрузка и укладка их в трюмах, штивка грузов, оформление грузовых документов;
  • подготовка порта к отходу судна:
    • оформление грузовых документов, подготовка необходимых средств, включая буксиры, для вывода судна из порта;
    • осмотр судна и оформление его отхода.