Классификация и виды морских портов:
- по роду перерабатываемого груза — тесно связана с транспортно-экономическим районированием грузовых потоков;
- по характеру перерабатываемого груза — это специализация портов и их районов на переработке каботажных и экспортно-импортных грузов. Этот вид специализации определяется как транспортно — экономическим районированием каботажных и экспортно-импортных грузовых потоков, так и техническими возможностями морских портов;
- по направлениям перевозок — главным образом применяется в отношении генеральных грузов. Она определяется как транспортно-экономическим положением порта к основным пунктам назначения грузов, например зарубежным странам-импортерам (экспортерам), так и техническими возможностями морских портов — для перевозки определяется выявлением внутренних районов тяготения, в которых находятся поставщики экспортных товаров, к морским портам. Специализация эта основана на минимальных транспортных издержках на перевозки грузов от места производства до морских портов. Этот вид специализации играет значительную роль при запродажах товаров на условиях фоб;
- по поставщикам грузов для морской перевозки — наиболее правильная специализация одновременно по направлениям морских перевозок и по поставщикам грузов для перевозки;
- внутрипортовая — вытекает из районирования грузовой работы порта путем специализации его отдельных районов и причалов на переработке определенных грузов, в том числе тарно-штучных — по трудоемкости их переработки, способу перевозки и т.д. Этот вид специализации приобретает особое значение в связи с возрастающей контейнеризацией и пакетизацией перевозок..
Виды морских портов:
- Специализированные.
- Универсальные
Большинство морских портов универсальны, но есть и такие, которые предназначены для нефтеперевозок (Рас-Таннура, Мина-Эль-Ахмади, Харк, Тампико, Валдиз), транспортировки руды и угля (Тубаран, Ричардс-Бей, Дулут, Пор-Картье, Порт-Хедлен), зерна, лесоматериалов и других грузов. Сосредоточены специализированные порты в основном в развивающихся государствах, поскольку ориентированы на транспортировку товара, являющегося экспортом этого государства.
Тенденция количества морских транспортировок в мировом масштабе в последние десятилетия постоянно меняется вследствие кризисных ситуаций. Во время энергетического кризиса наблюдалось снижение количества транспортировок наливных продуктов. Но в целом, востребованность в нефтепродуктах стабильно высокая и рост транспортировок этого продукта постоянно возрастает.
По особенностям их транспортно-географического положения (если принимать во внимание микроположение, учитывающее прежде всего морфологию берегов, то порты принято прежде всего подразделять на):
- расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов;
- расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защиту от открытого моря обеспечивают при помощи искусственных волноломов;
- расположенные вдали от устья в эстуариях судоходных рек. Примерами таких портов могут служить соответственно Иокогама, Касабланка и Гамбург.
- Кроме того, есть порты, оборудованные шлюзами для задержки воды в портовых бассейнах на время отлива (например, Лондон) и другие подвиды.
Процесс работы морских портов:
- прием грузов к перевозке:
- операции и приемы подготовка порта, отдельных его территорий, причалов и складов к приему грузов;
- прием грузов от отправителя, включая взвешивание, маркировку и другие операции;
- оформление документов, размещение и хранение грузов в порту;
- подготовка порта к приему судов:
- операции и приемы подготовка причалов и всех средств порта, включая портовые буксиры, для приема судов определенных типов и размеров, о прибытии которых порт ставится в известность заблаговременно;
- подготовка грузов и необходимых средств к погрузке, их соответствующее сосредоточение, составление грузового плана;
- погрузка судов в порту:
- доставка грузов к причалу, погрузка и укладка их в трюмах, штивка грузов, оформление грузовых документов;
- подготовка порта к отходу судна:
- оформление грузовых документов, подготовка необходимых средств, включая буксиры, для вывода судна из порта;
- осмотр судна и оформление его отхода.